Смышникова Елена Ивановна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно-образовательной работы в младшей смешанной группе
06 ноября [ср]
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Листопадовский детский сад
Принято на заседании «Утверждаю» Педагогического совета заведующий МКДОУ Протокол № Серебрякова Л. П. _______ « » 2016 г. .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитательно-образовательной работы в младшей смешанной группе
Воспитатель: Смышникова Елена Ивановна
2016-2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ Целевой раздел образовательной программы. Пояснительная записка стр. 3-4 Цели и задачи реализации программы стр. 4 Характеристики особенностей развития детей стр.5 - 6 Содержательный раздел программы
Образовательная область «Физическое развитие» стр.7-10 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» стр. 10-11 Образовательная область «Речевое развитие» стр.11-16 Образовательная область «Познание стр.17-27 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» стр.27-42 Перспективное планирование НОД стр. 42-43 Расписание образовательной деятельности стр. 43
Организационный раздел. Комплексно-тематическое планирование стр.44-48 Организация развивающей предметно- пространственной среды стр.48-50 Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников 50-52 Методическое обеспечение стр. 52-54
Планируемые результаты освоения программы стр. 54 -55
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Рабочей ПРОГРАММЫ. Пояснительная записка. Рабочая программа разработана в соответствии с федеральными государственными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Программа построена на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы", авторы Вераксы Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для детей 2 младшей группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Содержание рабочей программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Рабочая программа Муниципального разработана в соответствии с: 1. «Законом об образовании РФ» (Принят 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ); 2. Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 г 3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г № 1155 г Москвы «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования" 4. «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 января 2012 г. №22946"Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении"); 5. Декларацией прав ребенка, 1959 г. 6. Уставом ДОУ 7 "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» 8 Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на основе ФГОС ДО. 9 Образовательная программа ДОО. Цели и задачи реализации программы. Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности. Задачи: 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт. У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит. Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе» .Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда. Речь находится на стадии формирования. Внимание, мышление, память -непроизвольны. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Возрастные особенности детей 3-4 лет В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Образовательная деятельность в группе осуществляется в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание образовательной деятельности по освоению детьми образовательных областей реализуется на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы через: непосредственно образовательную деятельность; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации Программы. Основные задачи образовательных областей: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» Основные цели и задачи : 1) Развитие физических качеств. Правильное формирование опорно- двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. 2) Правильное выполнение основных движений. 3) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. 4) Овладение подвижными играми с правилами. 5) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к участию в подвижных и играх. Продолжать развивать разнообразные виды движений. Учить энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с высоты, на месте и с продвижением вперед; принимать правильное исходное положение в прыжках, закреплять умение энергично отталкивать мячи при катании, бросании. Продолжать учить ловить мяч двумя руками одновременно. Учить сохранять правильную осанку в положениях сидя, стоя, в движении, при выполнении упражнений в равновесии. Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и слезать с него. Учить выполнять правила в подвижных играх. Перспективно-тематическое планирование НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Физическое развитие»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Основные цели и задачи: 1) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 2) Становление самостоятельности и целенаправленности собственных действий. 3) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. 4) Формирование готовности к совместной деятельности. 5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. 6) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание Семья. Беседовать с ребенком о членах его семьи (как зовут, чем занимаются, как играют с ребенком и пр.). Детский сад. Формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Обращать их внимание на красоту и удобство оформления групповой комнаты, раздевалки. Знакомить детей с оборудованием и оформлением участка для игр и занятий. Вовлекать детей в жизнь группы, воспитывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе, формировать бережное отношение к игрушкам, книгам, личным вещам. Родная страна. Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней: напоминать детям название села, в котором они живут; побуждать рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни. Культурно-гигиенические навыки. Совершенствовать культурно - гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания. Приучать детей следить за своим внешним видом. Формировать элементарные навыки поведения за столом. Самообслуживание. Учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Воспитывать навыки опрятности, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых. Общественно-полезный труд. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений, после игры убирать на место игрушки, строительный материал. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада. Труд в природе. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке: с помощью взрослого кормить, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках, сажать лук, собирать овощи, счищать снег со скамеек. Безопасное поведение в природе. Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе. Знакомить с правилами поведения в природе. Безопасность на дорогах. Расширять ориентировку в окружающем пространстве. Знакомить детей с правилами дорожного движения. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора. Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с источниками опасности дома. Формировать навыки безопасного передвижения в помещении. Развивать умение обращаться за помощью к взрослым. Развивать умение соблюдать правила безопасности в играх с песком, водой, снегом.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Основные цели и задачи 1) Владение речью как средством общения. Обогащение активного словаря. 2) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Развитие речевого творчества. 3) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 4) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Развивающая речевая среда. Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками. В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Художественная литература. Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные программой для младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи. Перспективно- тематическое планирование в младшей смешанной группе «Речевое развитие» Сентябрь
Май
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Основные цели и задачи Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях, о малой родине и Отечестве. Развитие познавательно-исследовательской деятельности Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие Сенсорное развитие Создание условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов. Дидактические игры Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета Ознакомление с миром природы Продолжать знакомить с домашними животными и их детенышами, особенностями их поведения и питания. Расширять представления о диких животных. Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их зимой. Расширять представления детей о насекомых. Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты , ягоды. Знакомить с правилами поведения в природе. Перспективно- тематическое планирование НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Формирование целостной картины мира и расширение кругозора) Сентябрь
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.